Авиабензин: тонкости химсостава и специфика производства - AutoMuse.Ru
Авиабензин: тонкости химсостава и специфика производства

Авиабензин: тонкости химсостава и специфика производства

Де-факто в России оптовая торговля бензином для гражданской авиации с поршневыми ДВС (сюда входят небольшие самолёты и вертолёты) базируется в основном на двух сортах топлива: импортном 100LL и отечественном Б-91/115 (тут нужно отметить, что некоторое количество полного аналога последнего также производится и затем ввозится из Польши). Между обоими сортами существует достаточно существенное различие, на котором следует остановиться подробнее.

Технические нюансы

Так получилось, что производство бензина для самолётов немыслимо без ТЭС (тетраэтилсвинца): эта ядовитая металлоорганическая присадка является непременным компонентом авиабензина. Её присутствие в авиатопливе критически важно, поскольку иначе у авиационного двигателя резко растёт аварийность и драматически падает моторесурс в часах. Тем не менее, зарубежные специалисты постоянно работают над тем, чтобы предельно понизить количество ТЭС в авиабензине, насколько это вообще возможно без снижения безопасности полётов. Эту тенденцию хорошо видно при сравнении, например, российского и американского стандартов на авиатопливо (ГОСТ 1012-2013 и ASTM D 910): если первый ограничивает максимальную концентрацию ТЭС на килограмм готового топлива величиной 2.5 грамма, то второй - всего лишь величиной ~0.75 грамма. Более того, в ASTM D 910 совсем недавно была введена марка авиабензина 100VLL, в которой содержание ТЭС относительно 100LL было ещё дополнительно понижено на примерно 19%.

Где и как производится отечественный авиабензин?

С внутрироссийским производством отечественного авиационного бензина Б-91/115 имеется целый ряд существенных сложностей:

  • во-первых, ТЭС ни в странах Таможенного Союза, ни в России более не производится - то есть его в промышленных количествах нужно импортировать;
  • во-вторых, наличие ТЭС делает невозможным (или практически очень сложным и дорогим) объединение технологических цепочек автомобильного и авиационного бензинов, поскольку ТЭСявляется "техническим ядом" и для катализаторов систем нейтрализации автомобильного выхлопа - то есть нужна отдельная оборотная тара, логистика и т.д.;
  • авиабензин требует сложной и дорогой системы контроля качества, что с учётом вышеперечисленных причин и малым общий объёмом потребления (для России это не более 30 тыс.т. ежегодно) делает продукт "не интересным" крупным отечественным НПЗ.

В результате по факту изготовлением авиабензина в России занимаются только специализированные малые/средние частные предприятия.


Похожее из автоблога

    СМОТРИТЕ ЕЩЕ
    • Ксенон - самый популярный га...
    • 8 советов как выгодно купить...
    • Система смазки Ауди 80
    • Уход за салоном автомобиля. ...
      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
      [ Регистрация | Вход ]